Памятки для родителей.
Памятка Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю
« Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
* Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка.
* Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
* Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
* В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
* Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
* Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
* Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
* Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.
* Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
«Как научить ребёнка соблюдать Правила дорожного движения».
* Перед тем, как ребёнок пойдёт в школу ( это касается не только первоклассников),пройдите несколько раз с ним маршрут «Школа – Дом», « Дом – Школа» покажите места, глее следует быть особенно внимательным и осмотрительным, где переходить улицу более удобно и безопасно.
* Объясните ребёнку, как вести себя на перекрёстках.
* Обсудите с ребёнком его действия в необычных обстоятельствах.
Помните, вы для своих детей авторитет и ребёнок фиксирует и повторяет вашу модель поведения. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии.
Используйте методы внушения и убеждения в воспитании детей, регулярно повторяя им следующие установки:
— перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, остановись и скажи себе: «Будь осторожен!».
— никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не сможет остановить машину сразу:
— перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа и сзади, если это перекрёсток, нет приближающегося транспорта:
— не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор:
— выйдя из автобуса (троллейбуса, трамвая) не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу в том месте, где она хорошо видна в обе стороны ( если в городе, то найди пешеходный переход);
— не выезжай на дорогу на велосипеде, роликовых коньках, самокате, санках;
— не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
— переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
— никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
— когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: « Будьте осторожны».
* Не запугивай те детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как и неосторожность и беспечность.
* Не заставляйте детей механически заучивать трудные для него Правила дорожного движения. Главное, чтобы ребёнок их понимал и осмысленно выполнял. Тогда знания превращаются в умения, навыки и положительную привычку всегда их соблюдать.
* Дома как можно чаще задавайте вопросы на развитие логики мышления. Например, «Какие опасности могут быть на перекрёстке?» А ребёнка просите проговаривать свои действия вслух. Например, «Выйдя из автобуса, я буду обходить его сзади, трамвай — спереди».
Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь правильно ориентироваться. У детей должна сформироваться привычка всегда соблюдать Правила дорожного движения. Решить эту задачу можно только совместными усилиями семьи и школы.
«Как избежать переутомления ребёнка при работе с компьютером».
1. Если вы решили ребёнку купить компьютер, не экономьте на качестве.
2. Располагать компьютер следует на столе в углу комнаты, задней его частью к стене. Стол должен стоять в хорошо освещённом месте, так, чтобы на экране не было бликов.
3. Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или специальной подставке.
4. Для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола 54 см. высота сиденья стула – 32 см; для детей ростом выше 130 см — соответственно 60 и 36 см, стул должен быть обязательно с твёрдой спинкой.
5. Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см от дисплея. Поза ребёнка – прямая или слегка наклонная вперёд, с небольшим наклоном головы.
Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуть в тазобедренном и коленных суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
6. В помещении, где используется компьютер, ежедневно делайте влажную уборку и проветривайте его.
7. Обязательно протирайте монитор компьютера до и после работы тряпкой или губкой.
8. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
9. Особенно тщательно подходите к отбору компьютерных программ для детей. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
10. Младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причём не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
11. После каждого занятия проводите с ребёнком офтальмотренаж (упражнения для глаз) и общеукрепляющие упражнения.
« Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду».
* Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьёй.
* Организовывайте семейные поездки, прогулки, праздники, которые дети ждали бы с нетерпением.
* Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
* Больше доверяйте своим детям.
* Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки не исправимы.
* Никогда не угрожайте детям: « Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь и наркотики, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
* Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения.
* Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.
* Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.
«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать Ваш голос.
2. Не торопитесь. Умение рассчитывать время – Ваша задача. Если Вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся долго поработать.
4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуйте себя после трудового дня.
6. Если вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
8. После школы не торопите садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха ( в первом классе не повредит час сна). Лучшее время для приготовления уроков – с 16 до 18ч. Занятия вечерами бесполезны.
9. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыва.
10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходима.
11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…»
12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
13. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
15. Учтите, что даже « большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.